Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

0 23

Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Что такое главный тормозной цилиндр (или просто ГТЦ), раньше знали все. Сейчас о нём вспоминают намного реже: у ГТЦ заметно выросла надёжность, и на новых машинах он практически не подводит. Но к сожалению, если не выполнять некоторые важные условия, на машине даже с небольшим пробегом ГТЦ всё же может выйти из строя. Сегодня вспомним о том, что это за цилиндр, как он работает, от чего может сломаться и как продлить ему жизнь.

 

Был один, стало два

ГТЦ – деталь немного парадоксальная. Устройство цилиндра вроде несложное, а вот объяснить на словах, как он работает, не так уж и просто. Но попытаться надо.

Если на посмотреть на ГТЦ, стоящий под капотом машины, можно заметить, что он состоит из двух отдельных деталей – бачка с тормозной жидкостью и продолговатой железки под ним. Вот эта железка и есть непосредственно цилиндр. Как правило, это двухсекционный цилиндр с двумя поршнями. Раньше, бывало, ставили и цилиндры попроще – с одной секцией, но это было не совсем безопасно. Если по какой-то причине ГТЦ переставал работать, переставали работать и тормоза на всех колёсах. Чтобы как-то подстраховаться, тормоза стали делать двухконтурными, причём каждый из контуров должен уметь работать независимо от другого. Чаще всего используют диагональную схему, при которой один контур отвечает за торможение левого переднего и правого заднего колёс, а второй – правого переднего и левого заднего. Однако бывают и другие схемы. Например, когда один контур отвечает за одну свою ось или когда один контур работает на все четыре колеса, а второй – на какие-то два для подстраховки первого. В любом случае сейчас одноконтурные ГТЦ не используются – у них нет возможности остановить машину в случае неисправности единственного контура.

Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Как устроен цилиндр? Основные части обычного двухконтурного ГТЦ – это корпус цилиндра, два поршня с уплотнительными резиновыми элементами (манжетами), две возвратные пружинки и толкатель. Когда мы нажимаем педаль тормоза, толкатель начинает давить на стоящие последовательно поршни обоих контуров (само собой, с помощью вакуумного усилителя). Поршни продавливают возвратные пружинки и перекрывают компенсационные каналы. Перепускной клапан открывается, а тормозная жидкость начинает идти по магистралям в исполнительные механизмы – рабочие тормозные цилиндры колёс. В это время пространство за поршнями заполняется тормозной жидкостью из бачка, который стоит на цилиндре. Это необходимо для того, чтобы в гидравлическую систему не попал воздух. Оно и понятно: рабочее тело гидравлических тормозов – это жидкость, которая по определению должна быть несжимаемой (иначе она не смогла бы так сильно прижимать колодки к тормозному диску). Но если в эту жидкость попадёт воздух, она эту несжимаемость утратит, и тормоза работать не будут. 

Как только водитель убирает ногу с педали тормоза, возвратные пружинки толкают поршни обратно, и они возвращаются в исходную позицию. При этом та тормозная жидкость, которая в начале процесса попала внутрь цилиндра, через перепускной клапан возвращается обратно в бачок. 

В общем-то, всё просто. Но со временем некоторые элементы ГТЦ изнашиваются, и эффективность тормозов становится заметно ниже. А в некоторых случаях они могут пропасть окончательно. 

Ничто не вечно под луной

Существуют три основные вида поломки ГТЦ. Это течь манжеты поршня, её медленная течь и течь тормозной магистрали. Насчёт магистрали всё понятно: и к цилиндру, и от него идут трубки, и если какая-то из них лопнет (например, проржавеет), из неё вытечет тормозная жидкость. Нет жидкости – нет и давления, обеспечивающего работу тормозных механизмов. Тут всё просто и понятно. Но, главное, такую неисправность легко заметить по следам этой жидкости на трубках, а если повезёт, то и по всему подкапотному пространству. Намного интереснее течи, которые могут начаться внутри цилиндра.

Педаль тормоза, которая при нажатии сразу же проваливается в пол, говорит о том, что какой-то из уплотнителей поршня (или сразу несколько) окончательно выработал свой ресурс. Если дело только в манжетах одного поршня, перестанет работать один соответствующий контур. Машина при этом останавливаться будет, но для этого придётся тормозить в пол, а замедление будет очень неэффективным. Кроме того, если на машине нет ABS, её очень легко отправить в занос. Представьте сами: тормозит только половина колёс, причём по диагонали. Тормозная сила на разных колёсах практически никогда не бывает одинаковой, а стоящих на разных осях – тем более. В этом случае будет ощущение, будто тормозит только одно переднее колесо. Остановиться, конечно, можно, но делать это надо очень осторожно и сильно заранее. 

Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Другая ситуация – это когда усилие на педали в начале хода нормальное, но если педаль держать нажатой, она начинает медленно уходить в пол. В этом случае речь идёт о том, что правильно называть медленной течью уплотнителя поршня. Ситуация очень похожа на первую, но имеет существенное отличие: в начале торможения работают механизмы всех четырёх колёс. Кроме того, тормоза легко «накачать», отпустив педаль и нажав её снова или путём нескольких нажатий на педаль. С медленной течью машина тормозит, конечно, лучше, но поводов для радости быть не должно: в любой момент медленная течь может стать быстрой. Так что расслабляться не стоит.

На всякий случай напомню, что любая неисправность тормозов приводит к запрету эксплуатации ТС. Не важно, работает ли хотя бы один контур тормозов, насколько медленно проваливается педаль тормоза – в любом случае ездить с этими неполадками нельзя по правилам. И по здравому смыслу тоже это очень опасно.

Грязь, вода и возраст

Как я уже говорил, чаще всего проблемы ГТЦ вызваны износом резиновых манжет-уплотнителей. Понятно, что это самые нежные элементы, которые изнашиваются быстрее остального железа. Тем не менее на практике встречаются и другие неисправности цилиндра. Например, со временем меняются характеристики возвратных пружин поршней, из-за чего они не могут возвращать поршни в изначальное состояние после отпускания педали тормоза. 

Со временем изнашивается и зеркало цилиндра. Симптомы в этом случае очень похожи на те, что характерны для течи уплотнений – жидкость перепускается не так, как следует, педаль проваливается, а работа одного или обоих контуров становится малоэффективной или вовсе невозможной. 

Теоретически в природе существуют ремкомплекты для ГТЦ. Обычно это просто набор манжет, которые можно заменить. Однако в последнее время ГТЦ всё чаще относят к неремонтируемым деталям и в случае поломки его просто меняют. Есть у меня подозрение, что в наше время цилиндры всё чаще начнут ремонтировать, потому что их стоимость на некоторые машины стала не вполне нормальной. Например, на очень бюджетный Volkswagen Polo Sedan в некоторых магазинах за него просят до 45 тысяч рублей. Правда, хороший аналог можно купить в пределах 10 тысяч, но ценообразование у нас непредсказуемое. Так что иногда действительно имеет смысл заменить манжеты: это не так дорого, а проблема чаще всего именно в них.

Остановка по требованию: что ломается в главном тормозном цилиндре

Но ещё лучше постараться продлить ГТЦ жизнь. Это не так сложно, как кажется. Если откинуть возраст, то все проблемы тормозного цилиндра вытекают из старой тормозной жидкости. 

Первая проблема – это физический износ уплотнителей и зеркала цилиндра. В тормозной жидкости всегда есть некоторые продукты износа (хотя бы от коррозии тормозной магистрали), а эти продукты в виде мелких твёрдых частиц работают как абразив. Чем жидкость чище, тем меньше в ней этой дряни и дольше жизнь ГТЦ.

Вторая проблема – это коррозия. Все прекрасно знают, что тормозная жидкость очень гигроскопична и легко впитывает воду. Эта вода провоцирует быструю коррозию и магистралей, и самого цилиндра. Понятно, что износ от этого идёт намного быстрее.

И, наконец, третья причина – кавитация. То есть, физический износ зеркала цилиндра микроскопическими пузырьками воды в тормозной жидкости. Выглядит это как коррозия, хотя имеет другую причину. А вот источник беды тот же – вода в «тормозухе».

Так что вывод один: не хотите менять ГТЦ – меняйте вовремя тормозную жидкость. Лучше всего это делать раз в два года или раз в 60 тысяч пробега (в зависимости от того, что наступит раньше). А кроме того, советую не затягивать с заменой ржавых тормозных трубок: так они и не лопнут, и не будут слишком быстро загрязнять свежую тормозную жидкость. 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

одиннадцать + 1 =