branding imagebranding image
Autonews
Nissan Михаил Конончук
Подписаться на Telegram-канал

Что будет дальше с Nissan в России. Все подробности

Японская компания приняла решение полностью уйти из страны. Что будет с заводом, дилерами и гарантийным обслуживанием, а также все подробности этого исторического решения — в материале Autonews.ru
Фото: Nissan
Фото: Nissan

О том, что японский автопроизводитель Nissan полностью сворачивает деятельность в России и передает активы государственным структурам, стало известно 11 октября. Новым собственником станет ФГУП «НАМИ», ему достанутся завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также департамент продаж и маркетинга, находящийся в Москве.

Nissan стал третьей компанией, которая объявила о полном прекращении деятельности в России — до этого такие же решения были приняты в Renault и General Motors. Остальные производители либо хранят молчание, либо сокращают присутствие, не отменяя его целиком — как в случае японцев из Toyota, которые ищут покупателей на завод в Шушарах, но сохраняют обязательства по гарантийному обслуживанию уже проданных автомобилей.

Что будет с гарантией и ремонтом

В случае с Nissan ситуация иная — ремонтом и поставками запчастей будет заниматься АвтоВАЗ. Президент тольяттинского концерна Максим Соколов прокомментировал ситуацию так: «В условиях растущего санкционного давления и повышенной неопределенности АвтоВАЗ приложит максимум усилий для успешного и оперативного перевода под свое управление системы гарантийного и послепродажного обслуживания автомобилей Nissan на российском рынке. Нашей главной целью является обеспечение бесперебойного обслуживания клиентов и сохранение привычного уровня сервиса».

👉 Это окончательный уход? Toyota ответила на вопросы после закрытия завода

Здесь компания ссылается на аналогичный опыт с Renault: дилеры французской марки подписали соглашения с АвтоВАЗом, по которым финансовое обеспечение гарантийного ремонта и поставки запчастей ложатся на различные подразделения российского концерна.

«Планируется, что дилеры Nissan, которые примут решение продолжить работу с автомобилями японской марки, подпишут соответствующие соглашения с АвтоВАЗом, который возьмет под свое управление центральный склад запасных частей и организует поставки необходимых деталей и расходных материалов», — сообщает пресс-служба компании.

Однако говорить о стопроцентной работоспособности и отсутствии проблем у такой схемы пока рано.

«Прогнозировать развитие событий пока преждевременно, — комментирует ситуацию вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД) Илья Пименов. — Опыт Renault пока тоже ничего не дает, процесс находится в начальной стадии, и что из этого получится, непонятно. Все дилерские сети России находятся в подвешенном состоянии, доступность компонентов и запчастей у разных производителей организована по-разному. Послепродажное обслуживание сейчас — самая главная проблема».

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Какие машины может выпускать бывший Nissan

При этом информации о том, что будет с самим заводом Nissan, пока нет. В случае столичного предприятия Renault было почти сразу объявлено, что оно займется выпуском автомобилей под возрожденной маркой «Москвич». Предположительно, речь идет о модифицированных моделях китайской марки JAC, сборка должна была стартовать в сентябре, но новостей из Москвы пока не поступало. Можно предположить, что бывший Nissan также не вернется к производству кроссоверов X-Trail, Qashqai и Murano, а займется чем-то другим.

👉 Дилерам Renault предложили стать частью сети Lada

Надо понимать, что мощности у завода в Санкт-Петербурге весьма серьезные: до середины марта производство здесь велось по полному циклу, со сваркой и окраской кузовов, а проектная мощность предприятия составляет 100 тыс. автомобилей в год. Кроме того, у Nissan есть достаточно серьезный инжиниринговый центр, который проводил глубокую адаптацию зарубежных моделей для российских условий. Это подразделение также теперь передано ФГУП «НАМИ».

Nissan собирает на заводе в Петербурге внедорожники Qashqai, X-Trail и Murano. В 2021 году с конвейера сошло 22,1 тыс. единиц Nissan Qashqai, 20,3 тыс. единиц Nissan X-Trail и 2,5 тыс. единиц Nissan Murano. Завод приостановил работу в марте, вскоре после начала военной операции на Украине и первых санкций против России. Это произошло из-за нехватки импортных деталей, к которой привело нарушение логистических цепочек. Тогда же в простой ушли заводы Toyota и Hyundai. Предприятие запустить так и не удалось. В сентябре представитель автоконцерна сообщил, что завод не запустится раньше конца декабря.

Но речи о создании новых автомобилей «с нуля» в ближайшей перспективе точно не пойдет: вероятнее всего, как и в случае «Москвича», мы увидим лицензионную сборку зарубежных образцов (не исключено, что китайских или иранских), для которых придумают новое или воскресят забытое имя — как насчет «Волги» или «Оки»?

Официальные лица комментируют ситуацию расплывчато. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, главный акцент пока что сделан на сохранение самого завода и рабочих мест. «В результате переговоров, удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия», — сказал вице-премьер.

Фото: Nissan
Фото: Nissan

Что будет с сотрудниками предприятия

По словам Петра Принева, представителя профсоюза работников российского завода Nissan, заявлений о сокращении штата пока не поступало. «Информации о планируемых сокращениях нет. Сложно сейчас забегать вперед с прогнозами. Думаю, все пройдет достаточно корректно с учетом реальных интересов работников», — прокомментировал Принев.

Число сотрудников завода составляет 2000 человек, с 14 марта, когда предприятие ушло в простой, они получают 2/3 оклада. В официальном сообщении пресс-службы Nissan сказано, что «все работники компании получат гарантии защиты их прав на период 12 месяцев», но даже в случае увольнения ситуация с работой в Ленинградской области выглядит благоприятной, хотя и не идеальной.

«С трудоустройством не должно быть проблем, — рассказывает Принев. — Машиностроение и судостроение ведут постоянный набор, вакансии в городе есть. Правда, размер заработной платы на большинстве открытых вакансий может быть ниже чем сейчас у работников на предприятии».

Насколько сильно это ударит по бизнесу Nissan

Суммарные продажи автомобилей Nissan в России по итогам 2021 года составили 51 338 экземпляров — это соответствует доле рынка в 3,1%. При этом по всему миру за тот же период компания реализовала 3,88 млн машин, то есть на Россию пришлось лишь 1,32% от этого объема. Можно сказать, что в глобальных масштабах наш рынок не имеет значения, а вот расходы на поддержание простаивающего предприятия компании нести ни к чему.

Фото: Nissan
Фото: Nissan

Пресс-служба Nissan заявляет, что единовременные убытки в связи с уходом из России оцениваются в 100 млрд японских иен, то есть $686 млн или 44 млрд руб. При этом сумма, за которую новые владельцы выкупают активы компании, не разглашается — возможно, речь идет так называемой продаже «за рубль», как и в случае Renault. Однако в Nissan подчеркнули, что сохраняют за собой возможность обратного приобретения активов в течение шести лет.

Впрочем, Макото Утида, президент и главный исполнительный директор компании, говорит только о поддержке сотрудников, не касаясь потенциального будущего. «Я благодарю наших российских коллег от имени компании Nissan за вклад, который они вносили в бизнес на протяжении многих лет. Мы не можем продолжать работать на рынке, но нашли оптимальное решение для поддержки своего персонала», — прокомментировал Утида.

В заключении можно сказать, что «Ниссану» относительно повезло: государственное финансирование обеспечивает предприятие хоть сколько-нибудь стабильным будущим, которое так или иначе предполагает дальнейшую работу и производство автомобилей. Какими бы они ни были. Но не стоит думать, что та же судьба ждет абсолютно каждое предприятие, которое могут в перспективе оставить зарубежные владельцы. Например, известно, что Toyota и Mercedes-Benz ищут покупателей на свои заводы, но об интересе государственных структур к этим активам новостей пока не поступало.

ФГУП «НАМИ», которое получит в собственность завод Nissan, владеет бывшими активами Renault. Французская компания передала свою долю в АвтоВАЗе (68%) госструктурам на тех же условиях, что и Nissan, — с правом выкупа в течение шести лет. Доля в московском заводе ЗАО «Рено Россия» (бывший «Автофрамос») перешла властям Москвы. Предприятие переименовали в «Москвич» и анонсировали выпуск на нем машин одноименной марки.