branding imagebranding image
Autonews
Конспекты Михаил Ярославцев
Подписаться на Telegram-канал

Права на снегоход и квадроцикл: нужно ли теперь получать и какие штрафы

Что изменилось с получении прав на снегоход и квадроцикл
Нужно ли в 2024 году получать права, чтобы управлять снегоходами и квадроциклами: что изменилось и есть ли штрафы за поездки без водительского удостоверения с нужной категорией
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Какие права необходимы для управления снегоходом и квадроциклом и когда нужно получать такой документ?

Нужны ли права на снегоход и квадроцикл?

До недавнего времени обладателям «мотоциклетных», «автомобильных» и «автобусных» водительских удостоверений для управления снегоходом, даже самым маломощным, требовалось удостоверение тракториста-машиниста (УТМ) категории AI.

Этот документ после освоения вождения, получения медсправки особой формы 071/у и сдачи экзаменов выдавали на 10 лет подведомственные Минсельхозу местные отделения Гостехнадзора. Теперь сесть в седло снегохода на законных основаниях стало значительно проще.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как получить права на снегоход и квадроцикл?

11 декабря 2023 года в базе Госдумы России среди поправок к закону «О государственном контроле (надзоре)», появились новеллы, касающиеся получения права на управление снегоходами. С учетом этих предложений закон был принят Госдумой 15 декабря, через неделю одобрен Советом Федерации, а 25 декабря вступил в силу. Одновременно соответствующие изменения были внесены в статью 15 Федерального закона от 02.07.2021 N 297-ФЗ «О самоходных машинах и других видах техники». О чем идет речь:

  • Пункт 2.1 ч.2 ст.15 устанавливает, что владельцы водительских удостоверений мотоциклетных категорий А/А1, а также подкатегории В1 (трициклы и квадрициклы) автоматически получают право без каких-либо ограничений управлять снегоходами.
     
  • Пункт 2.2 ч.2 ст.15 устанавливает, что владельцы водительских удостоверений автомобильных категорий «В», «С» и «D» получают право управлять снегоходом в случае его аренды (проката) при условии проведения соответствующего инструктажа. Также обладатели прав этих категорий теперь могут автоматически водить и квадроциклы.
     
  • В соответствии с ч.3 ст. 15, сохраняется и прежняя система получения удостоверения тракториста-машиниста категории АI. Срок действия таких документов не изменился — 10 лет. УТМ категории АI, как и ранее, можно получить с 16 лет.

Штраф за езду на снегоходе и квадроцикле без прав

Введение облегченной системы допуска к управлению снегоходами и квадроциклами для лиц с «мотоциклетными» и «автомобильными» водительскими удостоверениями не отразилось на штрафных санкциях за «бесправную» езду на такой зимней технике. Действует общий для всех категорий транспортных средств стандарт:

1. Штраф 500 руб., если водитель не взял с собой права (ч.2 ст.12.3 КоАП РФ).

2. Штраф от 5000 до 15 000 руб., если водитель не получал права (ч.1 ст.12.7 КоАП России).

3. Штраф 30 000 руб. либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 100 до 200 часов для лишенных права управления транспортным средством (ч.2 ст.12.7 КоАП России).

4. Штраф от 50 000 до 100 000 руб. либо обязательные работы на срок от 150 до 200 часов за повторное нарушение для лишенных права управления транспортным средством (ч.4 ст.12.7 КоАП России).

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что дадут эти изменения в законодательстве

Изменения в законодательстве в части получения права на управление снегоходами призваны:

  • Вывести в легальное поле существующий сегмент рынка.
  • Способствовать развитию снегоходной индустрии в России. По данным, которые привел инициатор поправок губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, ежегодный экономический эффект от этой индустрии в США составляет $26 млрд, в Канаде – $7 млрд.
  • Способствовать развитию центров зимнего туризма в России.

По данным Минсельхоза, в 2022 году органы Гостехнадзора выдали 54 тыс. удостоверений для снегоходов и квадроциклов. В 2023 году на государственном учете состояло 281 тыс. единиц техники соответствующей категории АI. В 2022 году в ГИБДД рассказывали, что удостоверения категории А оформили 59,5 тыс. водителей, B — 1,1 млн, B1 — 2,5 тыс., С — 120 тыс., D — 32,6 тыс.

Медкомиссия для получения прав: как пройти в 2024-м

Все об ОСАГО 2024: правила, нюансы, лайфхаки и подводные камни

Госпошлина на права: сколько стоит и как можно сэкономить

Сколько нужно учиться на водительские права в 2024 году